С мультипликационными произведениями Миядзяки я знакома давно. "Ходячий замок Хаула", "Унесенные Призраками", "Ведьмина служба доставки" - все они пронизаны тонким волшебством. Я не могу остаться равнодушной. Пересматривала каждое не один раз. Творения Миядзяки берут всем - продуманным миром, интересным сюжетом и.. персонажами. Персонажи в этих сказках - отдельная тема.
Рассуждать буду на примере мультика "Небесный замок Лапута".
Далее есть куча картинок и спойлеров, но замес истории раскрыт не весь.Что мне нравится, так это то, что мультфильмы Миядзяки богаты на сильные образы женщин. Которые вдохновляют и не являются бесполезным балластом в деле спасения чего-то там.
Начну иллюстрировать на примере Ситы - главной героини "Лапуты". В первых же сценах эта девочка показывает себя очень отважной и сильной - она пользуется моментом чтобы оглушить своего похитителя, и выбирается через окно дирижабля наружу, дабы сбежать от ломящихся в дверь преследователей. Причем Миядзяки прекрасно передает, что эти решения для нее не из разряда "расплюнуть": Сита боится, переживает, но отважно защищается и борется с обидчиками. Ей сопереживаешь. Она живая. Не шаблонная бой-баба, которой все-нипочем-плюс-суперсила-впридачу, а именно своим преодолением страхов она становится интереснее как герой и её образ становится объемнее.
Ее спутник - Пазу, помогает ей, но не тащит Ситу за собой словно буксир. Они оба участвуют в приключениях, наравне помогая друг другу.
Отдельно хочется выделить маму пиратов - Дору. Эта бойкая бабка притягивает внимание. Она просто класс! Серьезно! Корыстная, себялюбивая и эгоистичная, но такая бойкая, шустрая и.. все-таки добрая.)
Честно говоря, количество ее сыновьев меня так.. слегонца удивила, так что в голове я придумывала, как так могло получиться и вырисовались наброски истории про детей, которых она спасала в тех или иных ситуациях из сочувствия, а затем воспитывала как своих, включая в "общее дело" пиратства и разбоя.)
Пираты в этом мультфильме - веселые, бойкие, вызывающие эмпатию, а не раздражение, даже несмотря на то, что изначально они не на стороне Ситы.
Ну а "мама"-Дора так особенно. Как она, вскакивая на край мчащейся неуправляемой вагонетки, сдирает с себя платье, под которым оказывается удобный боевой костюм, и бросается в погоню - нечто! А как бежит, обгоняя всех своих сыновей, почуяв выгоду - просто что-то! Отличная героиня.
Тоже объемный образ, живой, яркий. Опять-таки, при всей моей тяге к педагогике, ее, весьма дисфункциональная семья, меня не раздражает.
Сыновья Доры - прекрасная пародия на маменькиных сынков, которые не могут сами позаботиться о себе. Первое, что их радует в присутствии Ситы на корабле, это то, что она сможет "чистить картошку" и "мыть посуду". Вы знаете, как я отношусь к гендерным стереотипам, но в этой сцене это не воспринимается агрессивно или унижающе. Это именно пародия, добродушная и наивная. Тем более что дальше они же Сите во всем этом и помогают всей толпой.
На этом моменте включился мой мозг насчет раздумывания, что "дабы понравиться девчонке все средства хороши, а потом бы забросили такие жесты эти ребята?". И я начала продумывать ситуацию дальше: если бы Сита действительно вышла замуж за кого-то из них. В других мультфильмах и книгах возможно было бы всякое, но в творениях Миядзяки я уверена, там бы любящий муж для своей женушки и картошку бы чистил, и посуду мыл, потому что "Ну, как же, для нее и не постараться". И это очаровательно, по правде говоря. Чувства у Миядзяки тоже прописаны мило и чисто, что не придерешься.
В общем все персонажи - многоплановые, многомерные, и не плоские. Что вызывает еще больше интереса. За их взаимодействием хочется наблюдать.
Отдельно хочется отметить, что несмотря на "чистоту" мультика, в нем есть как военные действия, так и многочисленные смерти персонажей. Взять хотя бы сожженую почти до пепла военную базу или массово падающих из "Голиафа" военных. Но все эти моменты не показаны "грязно", там нет зацикленности на крови, ее, к слову, вообще нет. Сюжет движется, отвечает реалистичности (хотя, сразу скажу, физика в мире Миядзяки - понятие очень варьируемое), но в то же время остается доброй сказкой.
Кстати, еще хочется сказать о том, что в сказках Миядзяки магия тесно переплетена с технологиями, а еще, что даже в самой милой и красочной истории (какой является "Хаул", например) есть тема войны. Не ванильной и красочной, а настоящей. Да, показанной вскользь и не центрированно, но - ощутимо и пробирающе до дрожи. Миядзяки знал, что создает. Он.. слишком знал.
Я, честно говоря, уже устала печатать. Длинные разборы - не моя прерогатива. Моё хаотическое желание высказаться исчерпано.
Я могу только добавить, что к просмотру никому не рекомендую, ибо то, что создает Миядзяки для меня - искусство, а не ширпотреб.)
"Небесный замок Лапута".
С мультипликационными произведениями Миядзяки я знакома давно. "Ходячий замок Хаула", "Унесенные Призраками", "Ведьмина служба доставки" - все они пронизаны тонким волшебством. Я не могу остаться равнодушной. Пересматривала каждое не один раз. Творения Миядзяки берут всем - продуманным миром, интересным сюжетом и.. персонажами. Персонажи в этих сказках - отдельная тема.
Рассуждать буду на примере мультика "Небесный замок Лапута".
Далее есть куча картинок и спойлеров, но замес истории раскрыт не весь.
Рассуждать буду на примере мультика "Небесный замок Лапута".
Далее есть куча картинок и спойлеров, но замес истории раскрыт не весь.