Очень важная вещь по жизни - не заниматься преждевременным развитием чего-либо. Если поспешить с освоением каких-либо навыков или развития ситуации - то общий результат резко уйдет в минус и ничего хорошего не выйдет.
В первую очередь это касается развития детей. Преждевременное развитие тех навыков, которые ребенку в этом возрасте не нужны (чтение в 2-3 года, например) отхватят значительный кусок умений и развития в более старшем возрасте.
Объясняя на пальцах - преждевременно и насильно обучая ребенка тому, что в данном возрасте НЕ является для него ведущей деятельностью и НЕ соответствует его возрасту - вы отбираете у него часть ресурса, которые он должен был потратить на реально важные вещи. То есть да - двухлетка может научиться читать или делать что-то еще, совершенно ему в этом возрасте не нужное. Но это пойдет в ущерб тому, чему он РЕАЛЬНО должен был обучиться в этом возрасте.
Это может сказаться не прямо в тот же год, а много позже - когда к 6-7 годам при походе в школу вылезут все "недогляды" и все те моменты, когда естественный ресурс ребенка вкладывали в деятельность, нужную его родителям, а не ему самому. Отсюда часто берут свое начало детские истерики, неусидчивость (он читать учился, а не погружению в свои занятия), проблемы с вниманием и энурез (организм пытается сигнализировать о проблеме).
В общем - преждевременное и "раннее" развитие - это нехорошо. Это вредит ребенку.
В первую очередь это касается развития детей. Преждевременное развитие тех навыков, которые ребенку в этом возрасте не нужны (чтение в 2-3 года, например) отхватят значительный кусок умений и развития в более старшем возрасте.
Объясняя на пальцах - преждевременно и насильно обучая ребенка тому, что в данном возрасте НЕ является для него ведущей деятельностью и НЕ соответствует его возрасту - вы отбираете у него часть ресурса, которые он должен был потратить на реально важные вещи. То есть да - двухлетка может научиться читать или делать что-то еще, совершенно ему в этом возрасте не нужное. Но это пойдет в ущерб тому, чему он РЕАЛЬНО должен был обучиться в этом возрасте.
Это может сказаться не прямо в тот же год, а много позже - когда к 6-7 годам при походе в школу вылезут все "недогляды" и все те моменты, когда естественный ресурс ребенка вкладывали в деятельность, нужную его родителям, а не ему самому. Отсюда часто берут свое начало детские истерики, неусидчивость (он читать учился, а не погружению в свои занятия), проблемы с вниманием и энурез (организм пытается сигнализировать о проблеме).
В общем - преждевременное и "раннее" развитие - это нехорошо. Это вредит ребенку.
Oliver the Mad, Очень частая ошибка родителей еще - они стараются загрузить детей в 6-7 лет несколькими дополнительными занятиями, помимо учебы. Это-то не всякий взрослый потянет, а ребенок тем более. В итоге, опять же, имеем проблемы. Нервные срывы, потеря мотивации учиться.. Ребенок может сам приобрести исследовательскую активность и интерес, если ему просто давать порой заниматься своими делами и не трогать.
И я вот не могу с чистой душой сказать, что в том, что развитому ребенку в обычной школе скучно и неусидчиво, виноват ребенок, а не система, пихающая под 30 совершенно разных детишек в одни условия.
Полностью согласна.
Пост еще сырой и я не настолько хорошо знаю возрастные особенности, чтобы четко поставить рамки. Но мне очень хотелось об этом сказать, потому что я сейчас смотрела разные детские книжки, и среди них явно попадались те, которые в данном возрасте ребенку еще не нужны, по большей части. И захотелось что-то написать по этому поводу.
Согласна, что ребенок сам лучше знает и чувствует, что конкретно сейчас ему нужно.
И я вот не могу с чистой душой сказать, что в том, что развитому ребенку в обычной школе скучно и неусидчиво, виноват ребенок, а не система, пихающая под 30 совершенно разных детишек в одни условия.
Это конечно.
Но систему образования я даже нее рассматривала в посте. Это слишком обширная тема.
Я сама читать в 6 лет научилась, и то со скрипом. В салике не смогли, мама дома кое-как сумела.
У меня развитие очень позднее, хотя по части чтения мне психолог говорила потом, что это оптимальное время. А многие уже тогда хвастатись, что в 3-4 учились. В младших классах у меня техника чтения была отличная.
Almandine Dusk, смотрят не столько мультики, сколько всякую непонятную чуши вроде видеозаписи операции.
На самом деле это не чушь, если родители ребенка врачи. Это всего лишь попытка приблизиться к идеалу, авторитету: старшему - к родителю, младшему - к старшему и родителю. Другое дело, что вариант подачи данной информации не соответствует возрасту, тут уже косяк родителей.
То есть, на своём примере могу согласиться, что всестороннее развитие не по возрасту - это плохо. Но раннее развитие в тех областях, которые интересны ребёнку, как в моём личном случае были чтение и английский - это хорошо. Просто главное, чтобы это реально было интересно ребёнку и чтобы это соответствовало его склонностям, может быть. И ограничиваться явно стоит именно этими интересными-полезными областями, а не терроризировать ребёнка всем подряд. Что-то такое.
И ещё согласна с предыдущим комментатором, ИМХО, конечно, но лет до 3 ребенка невозможно насильно научить чему-то или развить то, что ему "не по возрасту". Он просто не поймет для чего это, не хватит возможностей ни психики, ни разума, ни тела. Да, в определенной ситуации может и воспроизведет (по своему), но абстрактности мышления не будет. Ребенку также могут попасть знания не для его возрастной группы, но максимум, что он сделает - затвердит их как попугай, безо всякого понимания. А если понимание есть, значит в конкретном случае все "по возрасту".
От математики в 3 года или чуточку младше я бегала, причём в буквальном смысле, и именно затверживала какие-то примеры, а не понимала их. Дед часто вспоминал наш с ним диалог, "Сколько будет один + два?" - "Три." - "А два плюс два?" - "Не знаю". Я запомнила, что один плюс два три, потому что он это говорил, но к пониманию правил сложения меня это тогда не приблизило, пофиг как-то на них было. А вот от чтения не бегала никогда, наоборот, бегала за дедом. И от письма чуть позже тоже никогда не бегала, наоборот, совала деду тетрадку, когда он ел, брился, чем-то был занят, потому что ну интересно же. )
Отправлено из приложения Diary.ru для Android
А еще меня пугает тема: "хочу чтоб мой ребенок разговаривал на 2\10\100 языках с грудного возраста". А потом "а почему он до сих пор неразборчиво говорит на русском", "скажите, а еще можно поставить звуки?", "почему он молчит???".
Я не против развития, даже если оно опережает "норму". Но правильного, желанного ребенком, с пониманием того, что ему сейчас интересно и в чем он сам хочет развиваться. То есть, если ребенок постоянно тянется за кисточками и хочет рисовать, зачем его заставлять учить уравнениям?
В идеале - помогать ребёнку понять некие базовые вещи, принципы, обеспечить базовый кругозор (часто между делом, в игре *вообще развитие через игру - хорошая практика: можно много чему научить легко*) - а потом поглядывать, что он базовые принципы понимает, и как именно использует. Может показать что-то с интересной и пока неизвестной ему стороны. (Может он не подумал, что "это вот так и тоже интересно"??)
Пожалуй, английский язык (в виде мультфильма Маззи, например, или разговором *без грамматик и прочего ужаса*), а пожалуй физику и возможно математику стоит начать пораньше. А если запустить и оставить другим - есть риск, что ребёнок уверится, что "математика - это заучивать формулы".
в данном возрасте НЕ является для него ведущей деятельностью и НЕ соответствует его возрасту - вы отбираете у него часть ресурса, которые он должен был потратить на реально важные вещи.
Соответствие возрасту и то, во что это выльется в будущем - сложный вопрос, особенно уже в школьном возрасте (может что-то отнять, а может подарить профессию или любимое хобби). Отбирать что-то безобидное, но сложное, к чему он тянется было бы спорным решением, даже "ради лучшей успеваемости в школе".
В тему воспитания и раннего развития понравилось: Ричард Фейнман, книга "Радость познания", глава "Тираннозавр в окне" и несколько следующих: там Фейнман рассказывает, как в детстве его легко и между делом учили понимать физику, математику.
elfni, но лет до 3 ребенка невозможно насильно научить чему-то или развить то, что ему "не по возрасту".
Сроки примерные.
Ну и запоминать "лишнюю" информацию ему тоже ни к чему. Даже если он может наизусть ее воспроизвести.
Modern Witch, Но раннее развитие в тех областях, которые интересны ребёнку, как в моём личном случае были чтение и английский - это хорошо. Просто главное, чтобы это реально было интересно ребёнку и чтобы это соответствовало его склонностям, может быть.
Согласна.)
Я говорю именно о попытках впихнуть в ребенка то, что родители хотят. Чтобы потом "диточкой гордиться", например - показывать другим, как много дитё в 5 лет знает, хотя само дите все эти заучивания видело в известном месте. Как-то так.
Но если ребенку нравится заниматься "сложным" - он сам к этому стремится и так далее - так я ничего против такого не имею.)
Ну надо же, Вот да.)
Согласна с тобой полностью.)
Всему свое время. Сначала ползать, ходить, говорить, и только потом мышление развивать на глубоком уровне и прочее. Это нормально, что в 1,5 года ребенок еще слабо понимает, чем круг от квадрата отличается (пример условный).
Юрий Рэйн, Считаю, что преждевременное развитие (конечно, в более старшем возрасте - ближе к 5-6) скорее в плюс - иначе можно запустить и ничего хорошего тоже не получится ("ничего не знаю, ничего не интересно, буду дворником").
Слово "ПРЕЖДЕвременное" как бы намекает, что бежать впереди паровоза - не есть хорошо. Вполне возможно, что то, что вы считаете "преждевременным" не совсем то, о чем говорю я.
Но чтобы в этом разобраться, надо подробно покопаться в наших с вами представлениях об этом.
Очень часто дети идут в отказ и "ничего не хотят" - потому что на них много давили и отбили всякий реальный интерес у них лично. Если дать ребенку самому с собой потупить - он найдет, чем ему заняться. Заинтересованность появится. Она должна быть естественной, а не вбиваемой.
Одно дело, если ему нравится рисовать и его водят в кружок по рисованию. Другое, если его мнением вообще не интересовались и заставляли делать то, что ему НЕ НУЖНО в этом возрасте по причинам, описанным выше в посте.
И уж точно в 5-6 лет желание ребенка "быть дворником" говорит как правило о том, что его "дворником" пугали взрослые и он просто ушел в отказ, лишь бы отстали. Потому что самому ему взять эту информацию просто неоткуда. Как и в более старшем.
Нельзя заставить полюбить какое-то занятие. Нельзя "привить любовь к чтению". Ребенок либо заинтересуется, либо нет.
Но, в общем, не хочу углубляться в тему.
Я не говорю, что ребенка не нужно учить ничему сверх минимума или бросать на произвол судьбы. Я говорю о том, что обучение должно идти рука об руку с естественными потребностями и внутренними посылами ребенка. Потому что, серьезно, если дите говорит, что "буду дворником" - стоит присмотреться к родителям. Вполне возможно, что они не при чем и просто образовался такой ничем не интересующийся ребенок, но велика вероятность, что именно давление взрослых вызвало такое отторжение от всего.
funtikm, премного благодарю.)
Нельзя заставить полюбить какое-то занятие.
Согласен. Но можно показать, предложить это занятие с пары сторон, одна из которых может заинтересовать. Что лучше (уже для 7 и более лет, конечно)? Чтобы ребёнок смотрел бесчисленные сериалы, гонял в футбол и потом сказал "мне все профессии безразличны" ? Или сам с полным удовольствием начинал познавать азы механики, физики и вырос инженером/учёным? Плюсы есть у обоих вариантов, и в каждом из них он может погружаться с удовольствием и интересом. Может и сам наткнуться на что-то интересное, но не факт.
Возможна следующая ситуация (и мной виденная): перед ребёнком положили краски или карандаши - он их покрутил, и в скуке отложил и побежал гулять. Но в другом варианте: ему просто показали, как можно смешивать краски, простые примеры рисования фигур - и вот он заинтересовался и стал экспериментировать сам. Или "Тебе понравилась эта машина? А знаешь, её можно нарисовать и смотреть на рисунок когда захочется."
Или он может заинтересоваться рисованием только, если узнает как рисовать... море, например, а просто краски и карандаши для него могут быть "мёртвые", бессмысленные.
Аналогично: положили конструктор - он его покрутил, отложил и забыл. Показали как строить устойчивые высокие башни, домики которые не падают, собирать машинки - и появился интерес, пошли эксперименты и более сложные конструкции.
Иногда легко нужно чуть окунуть в глубь, вперёд, чтобы ребёнок обнаружил, что можно делать что-то интересное/забавное.
Дальше в тему действительно не стоит углубляться: всё стоящее сказано.
Вполне возможно, что тут я выразилась не в полной мере полно и мы сейчас можем вообще говорить об одном и том же.
Я не говорю о том, что ребенка надо растить как перекати поле, я просто о том, что ему нужно время на то, чтобы заниматься своими детскими пустяками, чтобы у него была возможность проявить к чему-то интерес. Ну и просто отдыхать. То бишь, чтобы кроме занятий и каких-то секций у него было личное время, вот.
А заниматься с ним, конечно же, надо. Просто не вбивать это без желания, а следовать за его интересами.
Ну, в общем-то, ваши дальнейшие слова говорят о том, что мы об одном и том же.) Просто выразили это по-разному.
Тем паче о более глубоком развитии ребенка (рассказывать ему о физике и проч.) вы говорили про более старший возраст - от семи лет. Что я тоже считаю вполне нормальным, особенно, если ребенку это нравится.
Так что наше возможное недопонимание списываю на разницу в употреблении терминов. И в целом не вижу, чтобы наши точки зрения прям уж противоречили друг другу. А если в них где-то есть разница - ну и бог с ней, мы друг друга поняли.)